Пасс = 5146 / 5833 * 100 = 88,2 %,
по методу среднего процента:
Пасс = 571974 / 572661 *100 = 99,88%.
План по ассортименту в рассматриваемом примере организацией не выполнен.
При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
11.3. Анализ влияния структуры и структурных сдвигов
на производство товаров
Структура товаров – это соотношение отдельных видов товаров в общем объеме их выпуска. Неравномерное выполнение плана по выпуску отдельных товаров приводит к отклонениям от плановой структуры, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Увеличение выпуска по одним видам товаров и сокращение по другим приводит к изменению структуры, т.е. меняется соотношение отдельных товаров в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированные соотношения отдельных видов товаров.
Изменение структуры товаров оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем производства в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность и др.
Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре (Таблица 5.6).
В исследуемой организации уменьшение выпуска товаров произошло за счет несоблюдения плановой структуры: удельный вес изделия А уменьшился по сравнению планом на 4,08% (78,46% - 74,38%) и по товару Е – на 0,12% (0,91% - 0,79%).
Таблица 5.6
Анализ структуры товаров
Вид товара | Выпуск товаров, шт. | Выполнение плана, % | Структура выпуска товаров, % | ||
план | факт | план | факт | ||
А | 31807 | 32155 | 101,09 | 78,46 | 74,38 |
Б | 2266 | 2711 | 119,64 | 5,59 | 6,27 |
В | 2294 | 3317 | 144,59 | 5,66 | 7,67 |
Г | 1062 | 1176 | 110,73 | 2,62 | 2,72 |
Д | 2739 | 3530 | 128,88 | 6,76 | 8,17 |
Е | 370 | 341 | 92,16 | 0,91 | 0,79 |
Итого: | 40538 | 43230 | 106,64 | 100 | 100 |
Для исследования влияния структурных сдвигов на экономические показатели используются методы факторного анализа. Исходные данные для расчетов представлены в таблице 5.7.
Таблица 5.7
Исходные данные для анализа структурных сдвигов
Вид това- ра | Оптовая цена за единицу товара в плановых ценах, руб. | Выпуск товаров, шт. | Структура выпуска, % | Изме- нение струк- туры, % | Темп роста выпуска | Объем производства товаров, тыс.руб. | |||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||
А | 10602 | 31807 | 32155 | 78,46 | 74,38 | -4,08 | 101,09 | 337218 | 433600 |
Б | 50280 | 2266 | 2711 | 5,59 | 6,27 | +0,68 | 119,64 | 113934 | 131374 |
В | 17086 | 2294 | 3317 | 5,66 | 7,67 | +2,01 | 144,59 | 39195 | 51325 |
Г | 55729 | 1062 | 1176 | 2,62 | 2,72 | +0,1 | 110,73 | 59184 | 73362 |
Д | 6315 | 2739 | 3530 | 6,76 | 8,17 | +1,41 | 128,88 | 17297 | 22609 |
Е | 15765 | 370 | 341 | 0,91 | 0,79 | -0,12 | 92,16 | 5833 | 5146 |
Итого: |
| 40538 | 43230 | 1 | 1 |
| 106,64 | 572661 | 717416 |
![]() | ... | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | ... |