Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Регламент бюджетирования - Руководство по бюджетированию

2. Регламент бюджетирования

Огромное значение для внедрения и успешного функционирования на предприятие системы бюджетирования имеет регламент, целями которого является описание бюджетного процесса. Регламент бюджетирования вкупе с методическим обеспечением прогнозирования и планирования определяют основы стандарта планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Регламент бюджетирования определяет состав, взаимосвязь и последовательность бизнес-процессов, а также сроки выполнения и ответственных исполнителей. Регламент бюджетирования охватывает все этапы планирования и контроля исполнения бюджета, начиная с определения формата бюджета, формирования прогнозов, заканчивая утверждением и контролем бюджетных показателей. Для управления бюджетным процессом на предприятии создается бюджетный комитет, деятельность которого определяется в регламенте бюджетирования.

Бюджетный комитет - это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, даёт рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании. Решения бюджетного комитета утверждаются генеральным директором и обязательны к выполнению. Если в компании нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц - система бюджетирования даже не то, что неэффективна, - она становится бессмысленной.[39]

Исполнительным органом, который реализует решения бюджетного комитета и организует мероприятия по их выполнению, работая с конкретными исполнителями, выступает планово-экономический отдел или отдел бюджетного планирования. Основными задачами отдела является руководство и организация работ по:

·     организации и методическому обеспечению разработки перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка;

·     контролю исполнения выданных бюджетных поручений, представление информации и подготовка сводного бюджета на бюджетные слушания;

·     организации учета по всем технико-экономическим показателям работы предприятия и сдачи отчетности в установленные сроки.

Планирование и координация действий, направленных на составление бюджета является задачей планово-экономической службы предприятия и должно обеспечиваться  регламентом системы бюджетирования. В регламенте бюджета определяются форматы бюджетных поручений, возможные ограничения и глубина информации, ответственность и полномочия всех заинтересованных лиц, участвующих в процессе. На средних предприятиях центрами планирования выступают десятки специалистов и должностных лиц, а в крупных холдингах в процесс планирования хозяйственной деятельности и бюджетирования вовлекается более сотни сотрудников. Системное и детальное распределение функций бюджетного планирования между структурными подразделениями предприятия также обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования.

Определение основных параметров бюджета, утверждение центров ответственности, стандартизация бюджетных статей, установление перечня необходимых документов и ключевых показателей, при устоявшемся бюджетном процессе не требуют существенных трудовых и временных затрат. Нередко данный процесс на предприятиях обозначают как подготовительный и выносят за рамки процедуры бюджетирования, так как он часто напрямую связан с мажоритарными акционерами и собственниками, регламентация деятельности которых не всегда достижима.

Для многопрофильного и/или территориально распределенного предприятия, осуществляющего свою деятельность в рамках одного юридического лица, наиболее рационально рассматривать бюджет предприятия в целом как систему бюджетов по направлениям бизнеса. Для данных предприятий необходимо в регламенте бюджетирования отразить специфику составления предварительных бюджетов и расчет бюджета в целом.

Для ассоциативных форм предпринимательства для каждого предприятия, входящего в группу предприятий, локальный регламент бюджетирования отражает производственные и организационные особенности, фискальную нагрузку и национальную среду. Регламент бюджета для группы предприятий с одной стороны упрощается, но в связи с итерационностью процедуры бюджетирования, требует действенный контроль сроков и протоколирование всех этапов по всем функциям и направлениям.


...34567891011121314151617... 
9  |Развитие бюджетного планирования в России - Руководство по бюджетированию 11  |Параметры бюджета предприятия - Руководство по бюджетированию
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования