Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Методы вычисления затрат на выпуск продукции - Руководство по бюджетированию

10.1.2. Методы вычисления затрат на выпуск продукции

В целях калькулирования применяются несколько способов исчисления себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Методики вычисления затрат для определения итоговой оценки суммарных издержек производства продукции используют различные экономико-математические модели.

Выбор метода зависит от технологических особенностей процесса производства, его сложности, длительности, наличия незавершенного производства, номенклатуры вырабатываемой продукции на предприятии и обусловливает порядок планирования и аналитического учета затрат. Поэтому, основной критерий применения «необходимого» способа калькулирования себестоимости определяется логикой планируемого бизнеса.

Дополнительная детализация сущностей и связей однозначно приводит к более сложным, но не всегда к более точным и релевантным математическим зависимостям.

Как правило, в практике моделирования экономических процессов, предпочтение отдается более тривиальной системе при условии относительно аналогичных получаемых результатов.

Осуществление субъективного выбора инструментария вычислений затрат на выпуск продукции является важным и ответственным моментом. Проводимые вычисления калькуляции себестоимости производства продукции определяющим образом зависят от выбранного метода расчета.

Однако, независимо от выбора способа отнесения прямых затрат и распределения косвенных расходов, связанных с производством продукции, является сбалансированность себестоимости товарного выпуска с величиной общей стоимости использованных ресурсов (расходы на материальные и трудовые ресурсы, амортизационные отчисления и стоимость прочих услуг) за минусом внутреннего оборота.

Рассмотрим несколько наиболее применяемых на предприятиях методов вычисления затрат на выпуск продукции.

·         Метод на основе средних издержек (Average Costing)

Под средними затратами понимаются  издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, включающие стоимость всех использованных ресурсов (факторов производства).

Различают средние общие издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки.

Средние общие затраты (Average total costs) - общие издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, которые формируются из средних постоянных и средних переменных затрат.

Средние переменные затраты (Average variable costs) - переменные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.

Средние постоянные затраты (Average fixed costs) - постоянные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные затраты определяются делением постоянных затрат на количество произведенной продукции.

Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) на основе метода средних издержек состоит из следующих особенностей:

·     перенос стоимости полупродуктов и услуг, работ внутренней кооперации на себестоимость целевой продукции или услуги производится только в части прямых затрат.

·     единый процент накладных расходов. Расчет суммы косвенных расходов относимых на выпускаемую товарную номенклатурную позицию осуществляется по формуле:

, где

 - сумма накладных расходов, распределенная на товарный выпуск i-ой номенклатурной позиции,

 - общая сумма накладных расходов,

 - доля прямых расходов товарного выпуска i-ой номенклатурной позиции,

N - количество выпускаемых номенклатурных позиций.

Затраты на единицу товарного и валового выпуска согласно вычислениям различные величины, что находит свое отражение в соответствующих отчетах. В незавершенном производстве аккумулируется стоимость прямых затрат направленных на изготовление продукта.

Средние издержки представляют собой интуитивно понятный, удобный для быстрой оценки инструмент ценообразования, но, к сожалению, который в подавляющем большинстве случаев не адекватен реальному состоянию дел на предприятии, так как игнорирует существенные, бизнес образующие аспекты производства товаров и услуг. Этот метод калькуляции себестоимости приводит к занижению суммы затрат на производство единичных и инновационных продуктов, уровень рутинизации которых достаточно низок, и завышает себестоимость для стандартных массовых изделий.

·         Метод на основе предельных издержек (Direct Costing)

В основе метода директ-костинг лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным, условно постоянным затратам периода. Распределение косвенных затрат на производство продукции и услуг метод на основе предельных издержек не требует. Объем накладных издержек соотносится непосредственно с общим объемом брутто прибыли.

Калькуляция себестоимости на основе предельных издержек часто эксплуатируемый метод, который имеет множество аргументов в пользу его применения. Обобщенная классификация, типизация и структуризация всех косвенных затрат позволяет строить эффективную систему планирования и контроля над накладными расходами, осуществляя комплекс мероприятий постепенного «выпрямления» издержек.

Позитивная оценка экономической целесообразности выпуска товаров и услуг при наличии свободных производственных мощностей выдается в ситуации, когда предельные издержки меньше предполагаемой отпускной цены. Если разница между отпускной ценой и предельными издержками покрывает плановые накладные расходы лишь частично, то включение такой номенклатурной позиции в план производства является экономически оправданным при отсутствии в рассмотрении лучших альтернатив.

·         Метод на основе переменных маржинальных затрат

При стабильном сбалансированном бизнесе всегда существуют производственные и сбытовые резервы, реализация потенциала которых требует оценки возможного получаемого экономического эффекта. В границах неизменного уровня условно постоянных косвенных затрат при достаточно заметных колебаниях выпуска номенклатурной позиции изменение валовой прибыли определяется несложно и достоверно, используя себестоимость рассчитанную на основе переменных маржинальных затрат.

Расчет прироста валовой прибыли по номенклатурной позиции вычисляется согласно математическому равенству:

, где

 - прирост валовой прибыли от i-ой номенклатурной позиции;

∆Pi - прирост объемов выпуска i-ой номенклатурной позиции;

Ci - маржинальные (пропорциональные) затраты на выпуск i-ой номенклатурной позиции.

В калькуляцию себестоимости производства продуктов на основе переменных маржинальных затрат не включаются все условно постоянные как косвенные, так и прямые издержки. Следует всегда учитывать специальность и ограниченность сферы применения данного метода, чтобы избежать ошибок в планировании.

·         Метод по видам деятельности (Activity-Based Costing)

Данный метод калькуляции себестоимости позволяет наиболее достоверно исчислять стоимость задействованных ресурсов, обоснованно распределять косвенные издержки и накладные расходы. Косвенные издержки с более общих мест возникновения последовательно проецируются ниже по иерархии на все более детализированные центры затрат к конечному неразделяемому далее непосредственному месту изготовления, где в конечном результате косвенные издержки относятся на производимые номенклатурные позиции.

Схема распределения затрат устанавливается исходя из природы издержек и взаимозависимостей в системе мест возникновения затрат. Классическим примером является распределения цеховых затрат на содержание здания на производственные участки пропорционально занимаемой полезной площади, а расходы аппарата управления цеха пропорционально численности персонала по продуктовым направлениям.

Декомпозиция издержек составного общего места возникновения затрат на составляющие места осуществляется следующими вычислениями:

, где

 - распределенные затраты на i-ое место возникновения затрат уровня x+1;

- распределяемые затраты с уровня x;

- линейный коэффициент распределения на i-ое место возникновения затрат уровня x+1.

Распределение с несоставных нераздельных мест возникновения затрат, на которых непосредственно организовано производство продукции осуществляется в зависимости от свойств изготавливаемых номенклатурных позиций, а также от характерных особенностей направленных затрат индивидуальной или групповой сущности.


...204205206207208209210211212213214215216217218... 
210  |Объекты и методы калькулирования - Руководство по бюджетированию 212  |Стоимость используемых ресурсов - Руководство по бюджетированию
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования