Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Трансфертные цены - Руководство по бюджетированию

3.2.3. Трансфертные цены

Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного структурного подразделения (центра ответственности), передаваемую ("продаваемую") другому структурному подразделению того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности структурных подразделений предприятия. Выбор метода формирования внутрифирменных трансфертных цен определяется рядом факторов:

·     характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;

·     степенью децентрализация организационной структуры предприятия;

·     состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены.[44]

На практике используются следующие концепции определения трансфертных цен:

1.   цена на базе полных издержек,

2.   цена на базе предельных издержек,

3.   рыночная цена,

4.   договорная цена.

Независимо от варианта расчета трансфертной цены следует принимать во внимание следующие принципы:

·     трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;

·     трансфертная цена должна поддерживать автономность структурных подразделений (децентрализованное управление внутри предприятия);

·     трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.

Для структурных подразделений приемлемым способом установления трансфертной цены является рыночный подход. Данный трансферт продуктов (полуфабрикатов) и услуг приводит к оптимальным решениям, способствует достижению целей предприятия в целом. Рыночная цена определяется как соответствующая внешняя цена, за вычетом внутренней экономии по затратам за счет использования внутрифирменных каналов и подсистем. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями. Однако для применения рыночных трансфертных цен необходимо наличие:

·     хорошо развитого рынка полуфабрикатов и комплектующих, аналогичных продукции подразделений;

·     устойчивых равновесных цен;

·     достаточно высокой степени децентрализации управления, когда подразделения вправе выбирать: покупать и продавать как "у себя", так и на стороне.

Аналогичным методом трансфертного ценообразования является расчет договорной трансфертной цены, которая определяется как удельная переменная себестоимость плюс удельный маржинальный доход, утраченный структурным подразделением - "продавцом" в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия.

Концепция расчета трансфертных цен на базе полных издержек применяется в том случае, когда не существует рынка полуфабрикатов, аналогичных производимым подразделениям предприятия. Данная концепция гарантирует уверенность предприятия в получении достаточной прибыли от производственного процесса в целом, и не отвлекает внимание руководителей структурных подразделений на проблемы, связанные с ценообразованием.

Основными недостатками системы полных издержек как основы трансфертного ценообразования считаются следующие:

·     данная система не дает надежной основы для оценки работы структурных подразделений предприятия, поскольку определение норматива прибыли зачастую носит субъективный характер, т.е. обычно определяется вышестоящим руководством как показатель отношения плановой прибыли к общим продажам;

·     при расширении объема производства данная система является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объема производства. Вследствие этого передающее структурное подразделение не заинтересовано в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверено, что трансфертная цена не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки.

Расчет трансфертных цен на основе переменной себестоимости в рамках системы "директ-костинг", разделяющей прямые издержки и косвенные, является более универсальной, однако при использовании данной концепции трансфертного ценообразования, как и в случае трансфертного ценообразования на базе полных издержек, возникает проблема оценки эффективности деятельности структурных подразделений. Наценка в рамках трансфертной цены должна учитывать в большей степени характеристики конкретного подразделения, чем маржинальный доход предприятия в целом.

Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование


...737475767778798081828384858687... 
79  |Карточка документа «Курсы валют и инфляции» - Руководство по бюджетированию 81  |Документ «Трансфертные (планово-учетные) цены» - Руководство по бюджетированию
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования