Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Контроль и план-факт анализ исполнения бюджета - Руководство по бюджетированию

13.2. Контроль и план-факт анализ исполнения бюджета

В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительным развитием технологий, растущей диверсификации бизнеса, эффективное управление предприятием предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы.

Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур бюджетного управления. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля и анализа исполнения бюджета устанавливают порядок и последовательность работ в соответствии с принятыми ориентирами и целями предприятия, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей. При его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ полученных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Условия работы механизма контроля определяются масштабом деятельности компании; определением и документальным закреплением процедур контроля; реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям; налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета - это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Система контроля исполнения бюджета  является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле — это наблюдение и управление. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Основными элементами системы контроля являются:

·     объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

·     предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

·     субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.[109]

Система внутреннего контроля исполнения сводного бюджета предприятия предполагает:

·     текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями - центрами ответственности предприятия;

·     поступление от центров ответственности управленческим службам (планово-экономический, финансовый или бюджетный отделы) соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

·     анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству.

Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания, и управленческими службами аппарата управления. Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей внутрифирменного бюджетирования на всех трех стадиях (составление сводного бюджета, контроль исполнения, план-факт анализ исполнения).

Проведение план-факт анализа имеет две основные цели:

·     плановую;

·     контрольно-стимулирующую.

Плановая цель реализуется на основе определенных выводов, сделанных на основе  план-фактного анализа за прошедший период при составлении бюджетов. Как правило, при этом используется принцип «продолжающейся деятельности», который применительно к составлению бюджетов. Бюджет предприятия на предстоящий бюджетный период должен разрабатываться на основе анализа причин отклонений фактических значений показателей от их плановых значений, а также выявления и использования внутренних резервов повышения эффективности  и улучшения финансового состояния компании. При составлении нового бюджета учитываются два фактора: объективный и субъективный.

Объективный фактор связан с изменением рыночной конъюнктуры и влияет на значение «входных» параметров бюджета (рыночные цены на выпускаемые предприятием товары, работы, услуги, а также на сырье, материалы, энергию, труд и другие ресурсы; правила налогообложения деятельности предприятия; ставки процента за кредит и т.д.).

Субъективный фактор связан с возможностью использования внутренних резервов предприятия, выявленных на этапе анализа исполнения бюджета за прошлый период (размер дебиторской и кредиторской задолженности, уровень переменных и постоянных затрат, размер запасов сырья и готовой продукции, своевременность поступления и расходования денежных средств и др.).

Учет действия этих двух основополагающих факторов в системе бюджетирования позволяет сочетать гибкость хозяйственной  политики применительно к изменению состояния рынка (рыночную стратегию) и преемственность в хозяйственной деятельности компании, под которой  понимается эффективное использование ресурсного потенциала предприятия (ресурсную стратегию). Корректировка рыночной стратегии предприятия проявляется в отношениях с кредиторами и дебиторами предприятия, что отражается при составлении бюджетов расчетов с контрагентами предприятия на следующий период времени, а также бюджета движении денежных средств при формировании графика поступлении и платежей. Корректировка ресурсной стратегии предприятия сказывается на составлении бюджетов производства и затрат.[110]

Рис. 13.1. Схема формирования бюджета по результатам план-факт анализа.

Контрольно-стимулирующая цель план-фактного анализа реализуется с помощью информации об отклонениях «факта» от плана при оценке результатов работы структурного подразделения предприятия и службы. Бюджетные задания по объемам продаж продукции, по объемам производства в ассортиментном разрезе, по объемам закупок сырья и материалов, по уровню затрат, по срокам взыскания дебиторской задолженности или срокам погашения кредиторской задолженности можно рассматривать как базу для оценки работы подразделений, их руководителей и отдельных специалистов. По результатам этой оценки возможно применение мер материального и морального стимулирования персонала. С помощью различных схем «привязки» результатов план-фактного анализа к стимулам (поощрениям и наказаниям). В одном случае возможны поощрения за перевыполнение плановых заданий по продажам, получение доходов, взыскание дебиторской задолженности и т.п. и наказания за невыполнение этих заданий. В другом случае поощрения и наказания могут быть связаны с размером экономии ресурсов и сокращением затрат.

Информационным обеспечением анализа исполнения сводного бюджета является система, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических.

Система контроля исполнения бюджета может состоять из двух контуров, отражающих фактическую информацию: оперативного и бухгалтерского учета.

По данным оперативного учета на основании казначейского исполнения бюджета, производственно-диспетчерской информации и другой управленческой информации, осуществляется оперативный контроль и мониторинг производственно-финансовой деятельности предприятия.

Фактическое отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, связанным с обработкой первичных учетных документов и дальнейшему формированию учетной информации, является  исходной информационной базой осуществления контроля выполнения планов. Фактические данные формируются на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета в течение всего бюджетного периода.

Информация для контроля исполнения бюджета обусловливается единой кодировкой справочной информацией и установления таблиц соответствия  аналитических регистров бухгалтерского и оперативного учета и кодов бюджетной классификации. Контроль исполнения бюджета по данным бухгалтерского учета осуществляется центрами финансовой ответственности после закрытия отчетного периода. В целом отчет по исполнению сводного бюджета осуществляется финансово-экономической службой на основании данных центров ответственности, подтвержденные бухгалтерским учетом.

Контроль исполнения операционных и финансовых бюджетов осуществляется соответствующими центрами ответственности, по следующим направлениям: реализация продукции, расходы по материалам, заработной платы, амортизационные отчисления и др.

Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование

В ПМК КИС:Бюджетирование имеются поручения для формирования информации, которая еще фактически не получена, но отражает ожидаемую деятельность предприятия за отчетный период, данная информация определяется в разделе Фактические данные.

Документ «Ожидаемый фонд оплаты труда»

[LIST][EX_SALARY]

Документ в программном продукте КИС:Бюджетирование предназначен для ожидаемого отражения затрат на трудовые ресурсы.

Рис. 13.2. Документ «Ожидаемая заработная плата».

Работа с документами


...288289290291292293294295296297298299300301302... 
294  |Показатели прибыли и рентабельности - Руководство по бюджетированию 296  |Карточка документа «Ожидаемый фонд оплаты труда» - Руководство по бюджетированию
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования