3.1.3.1. Номенклатурные позиции
Основным объектом прогнозирования рынка выступает конкретная номенклатурная позиция. При рассмотрении данных о номенклатурных позициях анализируется массив информации и составляется справочник номенклатурных позиций, в котором отражается информация о параметрах работы с ними, представляющая их с различных сторон: для целей разработки планов продаж, для целей управления запасами, для целей расчета себестоимости, для целей формирования бюджета и др.
Единый номенклатурный справочник (ЕНС) позволяет организовать процесс управления информацией на всех стадиях планирования деятельности предприятия и фактического учета.
Корректная идентификация номенклатурной позиции для системы планирования имеет важное значение, особенно актуальным является процесс кодирования для многономенклатурных организаций. Существуют две основные ошибки вследствие неопределенности: «пересортица» и «дублирующие элементы». «Пересортицей» называется ситуация, когда под выбираемым в базе данных номенклатурным элементом на самом деле подразумевается другой, но, скорее всего, близкий по наименованию. «Дублирующим элементом» называют ошибочно введенный в справочник дубликат товарной позиции. Одной из главных причин данных проблем являются несовершенная процедура кодирования и неопределенные или неполные названия в системе, т.е. в имени отсутствует некоторая ключевая информация необходимая для идентификации.
При этом очень важно придерживаться единой системы кодирования номенклатуры. Одна номенклатурная позиция (одна сущность) в разных случаях может трактоваться в качестве готовой продукции и полуфабриката.
Номенклатура продукции, представленная в качестве систематизированного перечня производимых изделий, разрабатывается с учетом отраслевых требований и специфики предприятия.
По степени детализации или обобщения отдельных разновидностей продукции различают номенклатуру:
· развернутую (специфицированную) по типам, маркам, профилям, размерам, артикулам, сортам;
· групповую, в которой отдельные позиции развёрнутой номенклатуры объединены в однородные группы под единым наименованием;
· сводно-плановую - наиболее укрупнённый перечень продукции.
В планах предприятия формируется детальный перечень производимых номенклатурных позиций на основе прогноза рынка, а также с учётом заказов, принятых от потребителей. Наряду с номенклатурой готовой продукции добавляются полуфабрикаты, комплектующие.
Готовым изделием признается продукция предприятия, прошедшая все технологические стадии производства и годная к использованию.
Продукт, изготовление которого закончено в одном или нескольких цехах, но подлежащий дальнейшей обработке является полуфабрикатом.
Промежуточные продукты - товары, которые используются как факторы производства при изготовлении других товаров или услуг.
Как правило, номенклатура потребляемых материальных ресурсов разрабатывается с учетом следующих факторов:
· объем использования (потребления) номенклатурных позиций в стоимостном выражении;
· цена единицы номенклатурной позиции;
· дефицитность номенклатурной позиции;
· срок хранения и специальные требования к хранению;
· прочие признаки.
Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование
![]() | ... | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | ... |