Преимущества и недостатки использования MS Excel для бюджетирования
Часть 5 из 6

Наиболее ярко проявляются достоинства и недостатки использования MS Excel в построении бюджета предприятия в сложных моделях с элементами экстраполяции и ресурсного планирования. К сложным моделям можно отнести систему Excel книг и листов, в которой не просто отражены основные аспекты бюджетного планирования: отгрузка, производство, переменные и постоянные затраты, денежное обращение, а производится их расчет.
Часто наиболее длительным и недостаточно автоматизированным является этап согласования производственной программы с планом отгрузки – этап определения возможности удовлетворения товарного спроса, представленного коммерческой службой, бизнес возможностями, определяемыми производственными службами предприятия. Острота проблемы усиливается при увеличении сложности и вариабельности технологии производства, количества переделов, отношения объемов товарного выпуска продукции к общему объему валового производства. Поэтому даже в сложных моделях объемы производства и отгрузки почти всегда являются входной информацией. Исключением являются производства, модели которых можно привести к обыкновенным графам, не содержащим петель. Тогда моделирование упрощается: строки производственной программы упорядочиваются таким образом, чтобы наименее зависимые продукты и полуфабрикаты размещались выше от зависимых, что позволяет сделать элементарным расчет товарного и валового выпусков продукции.
В Excel моделях расчет переменных затрат строится абстрагируясь от длительности производственного цикла, что позволяет легко находить объемы переменных затрат произведением объемов производства на нормы расхода. Финансовые расчеты обязательств и платежей, движение других активов и пассивов всегда успешно реализуются в Excel моделировании, а наличие специальных функций финансовых вычислений делают сложные расчеты - простыми. Можно достаточно точно смоделировать временной лаг между возникновением обязательства и его оплатой, отразить оплату авансами и погашение задолженностей предыдущих периодов.

Одним из числа сложно моделируемых участков бюджетных расчетов является расчет себестоимости взаимозависимых продуктов. Расчет себестоимости полуфабрикатов по «упрощенной» схеме без учета косвенных затрат приводит к значительным искажениям в оценке рентабельности продукции, поэтому все чаще встречаются модели с механизмом снижения негативного влияния этого фактора. Наиболее простым и эффективным средством без применения специального программного обеспечения является многократное копирование (только значений) рассчитанной величины себестоимости продуктов в ячейки «входной» цены полуфабрикатов. Несложный макрос облегчает данный итерационный процесс. В тоже время для многономенклатурного производства с заметным объемом внутреннего производства данный способ не применяется.
Таким образом, основными проблемами в построении сложных расчетных моделей бюджета предприятия в Excel являются:
1. Однопользовательский режим работы с Excel объектами
2. Недостаточный контроль целостности и непротиворечивости данных, тенденция к накоплению ошибок в процессе эксплуатации
3. Сложность реализации элементов ресурсного планирования и экстраполяции
Предлагаемое решение
1. Применять службы Excel, которые входят в состав Office SharePoint Server 2007 и расширяют возможности Microsoft Office Excel 2007 благодаря общему доступу к электронным таблицам, повышению управляемости и безопасности, а также возможности повторного использования моделей электронных таблиц за счет масштабируемой серверной службы вычислений и интерактивного пользовательского веб-интерфейса.
2. Развернуть набор приложений Business Intelligence, которые при
наличии полной и целиком интегрированной платформы с поддержкой SQL Server 2008
обеспечат сразу несколько функциональных возможностей:
извлечение-перемещение-загрузку информации;
оперативную аналитическую обработку (OLAP);
интеллектуальный анализ данных;
прогнозирующий анализ и отчетность.
Являясь полностью масштабируемым, набор
Business Intelligence обеспечивает широкие функциональные возможности,
стабильность, повышенный уровень безопасности и низкую совокупную стоимость
владения.
3. Использовать ПКМ КИС:Бюджетирование 2.1 для оптимизации ресурсного бизнес планирования любой сложности. За счет глубокой и всесторонней интеграции с Business Intelligence аналитические и расчетные данные станут легкодоступными и понятными, действия сотрудников упростятся, благодаря чему повысится качество и поддержка общей бизнес-стратегии. Набор приложений Business Intelligence включает в себя средства надежного динамического бизнес-протоколирования, анализа и отчетности, благодаря чему каждый сотрудник компании получит возможность действовать более оперативно и принимать более эффективные решения.
Кулакова Ольга
директор по науке и развитию ЗАО
"КИС"
к.э.н., доцент ВолгГТУ
Преимущества и недостатки использования MS Excel для бюджетирования. Часть 4 из 6 Бюджетирование в MS Excel таблицах. Часть 6