Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Виды планирования деятельности предприятия

Функции и современные методы управления

Кулакова Ольга
к.э.н., директор по науке и развитию ЗАО "КИС"

Виды планирования деятельности предприятия

В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленного предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.

Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.

Планирование побуждает руководство думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.

Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.

Классификация видов планирования

По срокам планирования: 

  • оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
  • краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
  • среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
  • долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы. 

По функциям назначения: 

  • производственные - план производства;
  • коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
  • инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
  • социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
  • планы по труду и заработной плате;
  • другие планы по функциям и сферам деятельности. 

По уровням управления предприятием: 

  • общефирменные планы
  • планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)
  • планы работ функциональных отделов;
  • планы работ участков и бригад. 

По объектам планирования: 

  • по видам деятельности;
  • по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
  • план выпуска новых изделий;
  • план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д. 

Также различают следующие виды: 

  • последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
  • скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
  • гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов. 

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

К элементам системы планирования относятся: 

  • горизонт планирования - календарный период времени, на который составляются планы (начала и конец планового периода);
  • интервал планирования - минимальный календарный период времени, в разрезе которого проводится планирование (день, неделя, месяц, год);
  • субъект планирования - ответственное должностное лицо или структурное подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за их выполнение;
  • плановые показатели - планируемая информация (номенклатурные позиции, затратные элементы и др.);

Разрабатывая комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов, как правило, организация сталкивается со следующими факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов предприятия: 

  • особенности исходного состояния - информация плохо структурирована, показатели тяжело определить и измерить;
  • особенности конечного состояния - множественность целей, значительное влияние внешних факторов, условия нестабильности;
  • неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств;
  • проблемы инструментария формирования плана предприятия;
  • большое число лиц, участвующих в планировании;
  • ответственность за выполнение плановых показателей несут одни должностные лица, а планы составляют другие;
  • проблема контроля как на этапе составления, утверждения плана, так и в ходе выполнения и корректировки. 

Поэтому только последовательное и систематическое составление формализованных планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями.

KИC - Компьютерные Информационные СистемыKИC - Компьютерные Информационные СистемыБюджетированиеБюджетированиеПлан производстваПлан производстваСебестоимостьСебестоимостьФинансовый анализФинансовый анализКИС:БюджетированиеКИС:Бюджетирование
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования