Как составить бюджет: практические советы
Кулакова Ольга
к.э.н., директор по науке и развитию ЗАО "КИС"
Формирование бюджетов подразделений.
Деятельность компании складывается от успеха и взаимодействия всех ее структурных подразделений. Система бюджетирования позволяет руководителю управлять сочетанием различных видов деятельности и оценить ситуацию, как в каждом конкретном подразделении, так и в целом в компании. Координация деятельности достигается за счет развития внутренних связей, совершенствования системы планирования и контроля исполнения намеченных целей.
Согласно существующей системы планирования и специфики деятельности организации, на практике используется несколько способов составления, согласования и утверждения бюджета предприятия:
- модель "сверху - вниз", в которой бюджетные задания составляются руководителями финансово-экономической службы, утверждаются топ-менеджерами и передаются подразделениям;
- составление бюджета "снизу" позволяет вовлечь заинтересованных сотрудников в процесс формирования прогнозных показателей и осуществлять планирование непосредственно в структурных подразделениях;
- смешанная модель, в которой руководителями определяются целевые показатели - индикаторы бюджетного процесса и определенный объем полномочий делегируется подразделениям.
Составление бюджетов подразделений является ключевой задачей, предназначенной для формализации плановых показателей, утверждаемых руководством. Согласно разработанной структуре бюджета и определения полномочий и ответственности участников бюджетного процесса, формируется общий бюджет предприятия, и на его основе составляются бюджеты подразделений.
Рис1. Бюджет подразделения
Как правило, бюджет структурных подразделений состоит из доходной и расходной части, определяющих развитие конкретных направлений деятельности и затрат на их осуществление.
Формирование доходной части бюджета производственных подразделений, являющихся центрами затрат и выпускающими продукцию, основывается на расчете производственной программы, которая устанавливает планы производства на предстоящий период и зависит от принятой на предприятии системы планирования внутренних (трансфертных) цен. В доходной части формируется как стоимость товарного выпуска продукции, необходимого для удовлетворения внешнего спроса потребителей, так и себестоимость полуфабрикатов, операций и услуг, используемых для внутренней кооперации (внутризаводской оборот).
В расходной части бюджета подразделения аккумулируются прямые затраты по компонентам на производство продукции данного подразделения, условно-постоянные производственные расходы, общехозяйственные затраты, распределяемые на продукт или цех. Распределение общекорпоративных расходов - достаточно трудоемкая процедура, позволяющая более точно определить содержание подразделения.
Формализация бюджетных показателей для структурных подразделений позволяет мотивировать исполнителей на продуктивную деятельность в корпоративных интересах, предоставляет право самостоятельного принятия решения и определяет ответственность за исполнение запланированных показателей.