Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Формирование бюджета продаж

Как составить бюджет: практические советы

Кулакова Ольга
к.э.н., директор по науке и развитию ЗАО "КИС"

Формирование бюджета продаж

В настоящее время для некоторых производственных компаний при расчете бюджета встает вопрос, что первично: составлять план производства с учетом прогнозного спроса или создавать бюджет продаж, при этом формируя производственную программу.

Априори, процесс бюджетирования коммерческих организаций начинается с прогнозирования продаж, которые являются основным лимитирующим фактором, определяющим все последующие операции. Значение других факторов имеет значительное, но ограниченное влияние, ведь при наличии постоянного и доходного спроса, компании стремятся устранить любые ограничения.

Приоритетность бюджета продаж, с одной стороны, очевидна, поскольку отсутствие спроса в любом случае ограничивает производство и является основным отличием системы бюджетирования от планирования в условиях централизованной экономики. Определить объем спроса продукции равный бюджету продаж - одно из допустимых условий при составлении бюджета.

Но, в тоже время, для промышленных предприятий, имеющих лимитирующие производственные факторы в прогнозном периоде, расчет производственной программы, основанный на предполагаемом спросе, является первоочередной задачей. И формирование бюджета продаж - плана отгрузки и реализации продукции - осуществляется на основании плана производства.

Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение и обоснование объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.

Доходы от продажи, осуществляемые на предприятии, классифицируются в следующие бюджеты:

  • по основным видам деятельности, которые могут иметь следующую аналитику: по продуктам, потребителям, менеджерам по продажам, региональным рынкам;
  • доходы от прочей деятельности, с разбивкой на следующие виды: оказание услуг, аренда, реализация имущества и др. 

Бюджет продаж формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции, но возможно и в рамках данного этапа осуществлять расчет поступлений от продажи.


Рис1. Бизнес-задание "Отгрузка продукции"

План производства составляется на основании предполагаемого спроса и с учетом возможностей предприятия и служит базой для формирования плана отгрузки. Непосредственная зависимость расчета производственной программы и бюджета продаж определяет возможность получения наиболее эффективного планирования производства и реализации продукции.

Объем отгруженной продукции рассчитывается:

Vотг = Oнм Vтп Vзак - Окм,

где

Онм - остатки готовой продукции на складе на начало месяца,

Vтп - объем товарной продукции,

Vзак -объем покупной продукции,

Окм - остатки готовой продукции на складе на конец месяца.

Планирование объема готовой продукции на складе на конец месяца осуществляется с учетом обеспечения норматива страхового запаса продукции и дополнительного объема выпускаемой продукции, отгружаемой в последующих периодах при невозможности выполнения производства в данных периодах.

Сумма предполагаемой отгрузки за период по продуктам распределяется покупателям в соответствии с приоритетностью контрактов. В случае невозможности полностью удовлетворить потребность покупателей происходит отказ на величину полученных ограничений.

Бюджет продаж в стоимостном выражении рассчитывается по каждому контракту путем умножения количества определенного продукта на его цену. Если контракт имеет специфический характер поведения цены, отличный от установленного темпа роста цены по продукту, то используются контрактные цены. Можно применять базовые цены по продукту с учетом динамического изменения - инфляционного (среднестатистического) индекса.

Но на практике не всегда предприятия планируют годовой бюджет продаж по конкретным продуктам. При составлении бюджета можно использовать типовые продукты (единицы планирования), которые объединяют в некую группу сходных, индивидуальных продуктов - основные группы, семейства продукции с учетом соблюдения определенных правил и методик. Так, для предприятия, выпускающего продукцию различного качества, высококачественные изделия с более высокой ценой должны учитываться раздельно. Единицы планирования должны быть выбраны таким образом, чтобы как можно более точно отразить цены и затраты, ассоциируемые с различными продуктами.

Бюджетные показатели, полученные при составлении бюджета продаж, являются отправной точкой планирования деятельности компании и оказывают воздействие на расчет информации для других операционных бюджетов и формирования финансовых бюджетов, позволяющих установить и оценить достижимость намеченных целей.

KИC - Компьютерные Информационные СистемыKИC - Компьютерные Информационные СистемыБюджетированиеБюджетированиеПлан производстваПлан производстваСебестоимостьСебестоимостьФинансовый анализФинансовый анализКИС:БюджетированиеКИС:Бюджетирование
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования