Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Планирование производственных возможностей.

Как составить бюджет: практические советы

Кулакова Ольга
заместитель директора ЗАО "КИС"

Планирование производственных возможностей

Прогноз производственных возможностей является основой формирования производственной программы и бюджета продаж. Расчет бюджета базируется на анализе возможностей промышленного предприятия по производству продукции с учетом имеющихся производственных мощностей, графиков текущих ремонтов, технического перевооружения и реконструкции оборудования.

В бизнес-прогнозе производственных мощностей определяется суточная мощность производства продукции для каждой производственной установки с начала планового периода и в случае ее корректировки даты ее изменения. Производственной установкой может выступать цех, технологический участок, линия или оборудование, выпускающей продукцию и имеющие "узкие места", ограничивающие потребности для удовлетворения спроса покупателей. При планировании полной остановки оборудования указывается причина и период остановки, суточная мощность обнуляется. По окончанию процесса корректируется рабочая мощность. Соответствие производимой продукции и технологического оборудования осуществляется в справочнике продукции, работ и услуг.

Справочник продукции, работ и услуг предназначен для описания производственной структуры предприятия. Для всей производимой продукции, по которой планируется спрос, и необходимых для обеспечения производства полуфабрикатов определяется соответствующий цех и производственная установка. Детализация справочника производства во многом определяется существующей нормативной базой и эффективностью планирования сбытовой деятельности.

Справочник продукции, работ и услуг.
Рисунок 1. Справочник продукции, работ и услуг.

Для составления планов производства, не ограничивающих прогнозы продаж, в бизнес-прогнозе предусмотрена возможность не лимитировать мощности (выбор показателя Не ограничен), производство будет обеспечивать потребность в изделии.

Для конкурирующих продуктов (взаимозависимые продукты, производимые последовательно на одной установке) мощность указывается максимально возможная, без учета производства других изделий. В процессе расчета мощность автоматически перераспределяется между конкурирующими продуктами на основании приоритетности потребностей. Процент использования мощности установки считается по всем продуктам и не может превышать 100%.

Бизнес-прогноз "Производственные мощности"
Рисунок 2. Бизнес-прогноз "Производственные мощности".

При планировании производства продукции на альтернативных установках дополнительно используется бизнес-прогноз, определяющий порядок загрузки производственных мощностей с указанием приоритета и лимита выпускаемой продукции производственной установки.

В случае необходимости возможное планирование получения сопутствующих продуктов при производстве основных, взаимосвязь между продуктами определяется в бизнес-прогнозе нормируемых затрат.

Производственная программа рассчитывается на основании прогнозируемых потребностей и производственных возможностей. В некоторых ситуациях спрос на продукт может удовлетворяться не только производством, но и закупкой соответствующего товара. При наличии на какой-либо стадии производства ограничений, предлагается возможность раннего выпуска с учетом остатков мощностей в пределах срока хранения продукта. В случае не возможности полного удовлетворения потребности посредством производства данного продукта, анализируется возможность закупки недостающей части у предполагаемых поставщиков. Встречающиеся ограничения в производстве продукции анализируются и осуществляется поиск максимально возможного объема выпуска.

Производство должно в максимальной мере удовлетворять рыночный спрос. Функция производственного отдела при планировании заключается в разработке стратегии эффективного использования предметов труда, в уравновешивание рыночного спроса и наличие производственных ресурсов. Технические специалисты взаимодействуют с отделами маркетинга и сбыта для разработки новых видов продукции и совершенствование существующей с целью наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.

При планировании производства возможно использование следующих стратегий:

  • Стратегия преследования (удовлетворения спроса) – производство объема, необходимого в данный момент. Уровень материально-производственных запасов остается одинаковым, а объем производства изменяется в соответствии с уровнем спроса. Предприятие производит объем продукции, которого как раз достаточно для удовлетворения спроса в данный момент времени. В этих случаях компании должны обладать достаточной производительностью, чтобы иметь возможность удовлетворить пиковый спрос. Преимущество стратегии преследования заключается в том, что объем материально-производственных запасов может быть минимальным.
  • Равномерное производство. При равномерном производстве постоянно производится объем продукции, равный среднему спросу. Предприятия рассчитывают общий спрос на охватываемый планом период времени и в среднем производят достаточный объем для удовлетворения этого спроса. В случае когда спрос оказывается меньше произведенного объема, накапливаются материально-производственные запасы. В другие периоды спрос превышает объем производства, тогда материально-производственные запасы используются. Преимущество стратегии равномерного производства заключается в том, что эксплуатация осуществляется на постоянном уровне, и это позволяет избежать расходов на изменение уровня производства. Предприятию не приходится сохранять избыточные ресурсы производительности для удовлетворения пикового спроса. Недостаток заключается в накоплении материально-производственных запасов в периоды снижения спроса. Равномерное производство означает, что предприятие использует производственные мощности в одном и том же темпе и в каждый рабочий день производит одинаковый объем продукции.
  • Субподряд – постоянное производство на уровне минимального спроса и оформление субподряда для удовлетворения более высокого спроса. Субподряд может означать закупку недостающего объема продукции или отклонение дополнительного спроса. Основным преимуществом этой стратегии является себестоимость. Отсутствуют связанные с содержанием дополнительных производственных ресурсов расходы и, так как производство осуществляется равномерно, нет затрат на изменение объема производства. Главный недостаток заключается в том, что цена закупки (стоимость изделия, закупки, транспортировки и проверки) может оказаться выше себестоимости изделия при производстве на предприятии.

 

Основная задача при планировании производства заключается в наиболее точном расчете производительности, необходимой для производства в соответствии со стратегическим планом предприятия и нахождение методов достижения такой производительности.

KИC - Компьютерные Информационные СистемыKИC - Компьютерные Информационные СистемыБюджетированиеБюджетированиеПлан производстваПлан производстваСебестоимостьСебестоимостьФинансовый анализФинансовый анализКИС:БюджетированиеКИС:Бюджетирование
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования