Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Составление структуры бюджета

Как составить бюджет: практические советы

Черкасова Юлия
ведущий экономист-консультант ЗАО "КИС"

Составление структуры бюджета

Для начала, уточним, что же представляет собой структура бюджета, и что мы подразумеваем под этим понятием.

Структура бюджета - это бюджетный классификатор, позволяющий задать желаемую иерархию бюджетных статей доходной и расходной частей бюджета и сгруппировать по этим статьям бюджетные элементы.

Например, если предприятие выпускает пять продуктов, два из которых идут на экспорт, три - на внутренний рынок, и при составлении бюджета мы хотим планировать доходную часть в разрезе продуктов, то в качестве бюджетных элементов будут выступать продукты, сгруппированные по двум бюджетным статьям: «Реализация на внутренний рынок» и «Реализация на экспорт».

Структура бюджета необходима для:

  • формирования совокупных доходов и расходов предприятия – в связи с этим необходимо предусмотреть удобную для анализа иерархию статей, способную предоставить исчерпывающие ответы по поводу различных расчетных величин (например, разделить статью «Вспомогательные материалы» на подстатьи «Металл», «Инструмент», «Стройматериалы» и т.д., чтобы при анализе расчетных данных можно было легко найти причину полученного результата);
  • формирования бюджета денежных средств предприятия – для корректного формирования обозначенной формы необходимо предусмотреть в структуре бюджета статьи, имеющие  отношение исключительно к движению денег, такие как: «Кредиты банков», «Погашение дебиторской задолженности прошлых лет», «Возмещение НДС», «Погашение кредиторской задолженности прошлых лет» и т.д.;
  • в последующем, при вовлечении всех подразделений предприятия в процедуру бюджетирования, структура бюджета используется для распределения ответственности структурных подразделений предприятия за конкретные элементы – в этих целях статьи должны быть детализированы таким образом, чтобы каждое подразделение имело четко выделенные элементы.

В структуре бюджета также могут быть предусмотрены такие статьи, как: полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы. Эти статьи необходимы для формирования прогноза нормируемых затрат и расчета себестоимости продукции. В итоговых бюджетных формах эти статьи будут иметь нулевые значения, так как затраты распределятся по входящим в них составляющим: сырье и материалы, энергетика, зарплата и т.д.

Не существует каких-либо жестких требований по разработке бюджетного классификатора, и так же как нет двух абсолютно одинаковых предприятий, точно также нет одинаковых бюджетных структур. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, она не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от специфики организации, принятой на предприятии учетной политики, пожеланий руководства по удобной для анализа степени детализации статей и т.д. Можно лишь дать общие рекомендации, как составить оптимальную структуру.

Структура бюджета должна соответствовать структуре повседневной деятельности организации. Если, например, организация действует на основе отделов, то и бюджет должен быть организован соответственно. Пример структуры бюджета приведен ниже (см. рис.1)

Структура бюджета
Рисунок 1. Структура бюджета

Для разработки структуры бюджета конкретного предприятия и основных бюджетных форм необходимо провести анализ специфики деятельности организации по следующим направлениям:

  • Анализ особенностей реализации продукции предприятия. На данном этапе следует выяснить, какие виды деятельности предприятия относятся к основной, а какие к прочей реализации.
  • Анализ доходов от основной деятельности. Необходимо определить структуру и формы планирования доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт; рубли и валюта; в целом по предприятию или по основным ассортиментным группам и т.д.;
  • Оценка доходов от прочих видов деятельности. Необходимо определить структуру доходов от прочей реализации. К ним могут относиться: доходы от реализации услуг вспомогательных цехов на сторону; доходы от реализации путевок в собственные детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и т.п.; доходы от сдачи имущества в аренду; реализация отходов производства; доходы от коммерческой деятельности, не связанной с основной; доходы от реализации основных фондов, материалов и т.д.;
  • Определение внереализационных доходов. Это могут быть доходы от участия в деятельности других организаций, курсовые разницы, доходы от операций с ценными бумагами и т.д.;
  • Определение специфики производственного процесса предприятия. Этот этап предназначен для выявления необходимости раздельного планирования основного и вспомогательного производства; нормируемых запасов;
  • Анализ организационной структуры предприятия для разработки смет структурных подразделений;
  • Определение структуры расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации при планировании. Необходимо определить состав и структуру условно-переменных, условно-постоянных расходов, налоговых платежей, инвестиций, расходов на социальную сферу, затрат из прибыли и т.д.;
  • для корректного формирования бюджета движения денежных средств (повторюсь), необходимо определить статьи, имеющие отношение только к этой бюджетной форме. К ним относятся: транзитные платежи (возврат ж/д тарифа, перевыставление счетов, т.е. денежные потоки, не приносящие дохода, но из-за существующего временного разрыва, влияющие на сальдо), кредиты банков, погашение дебиторской и кредиторской задолженности прошлых периодов, возмещение НДС и т.д.

Как правило, при первом составлении бюджета у руководства предприятия возникает желание планировать бюджет с очень подробной детализацией: до каждого гвоздика, салфеточки и т.д. Однако все должно быть в разумных пределах: бюджетный классификатор должен быть достаточно детализированным для обеспечения вас полезной информацией о доходах и расходах предприятия, но не настолько подробным, что вы станете тонуть в мелких деталях, а процесс планирования станет громоздким и потребует больших трудозатрат.

При этом следует помнить, что в последующем для анализа исполнения бюджета плановые показатели должны будут сопоставляться  с имеющейся фактической информацией. Поэтому, если у вас учет ведется укрупненно, то не имеет смысла при первом составлении бюджета делать подробную детализацию бюджетных статей, т.к. информацию для сравнения все равно взять будет негде.

Если объективная необходимость в детальном анализе все же существует, проблему недостаточной детализации учета необходимо поставить перед руководством, и на следующих этапах бюджетного процесса разработать единый классификатор как для структуры бюджеты, так и для управленческого учета.

KИC - Компьютерные Информационные СистемыKИC - Компьютерные Информационные СистемыБюджетированиеБюджетированиеПлан производстваПлан производстваСебестоимостьСебестоимостьФинансовый анализФинансовый анализКИС:БюджетированиеКИС:Бюджетирование
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования