Сумма поступлений денежных средств непосредственно зависит от прогноза объема реализации (отгрузки), а также от состояния дебиторской задолженности. Прогноз объема реализации - результат изучения таких факторов, как: прошлый объем продаж; рыночная конъюнктура и ее возможное изменение; общая экономическая ситуация, доходность продукции; ценовая политика, имеющиеся производственные мощности, долгосрочные тенденции продаж различных видов продукции.
На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж. В их числе можно выделить следующие:
- использование опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей. Данный метод, как правило, обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым способом. Его недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз и принятый бюджет;
- применение статистических методов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Этот и более сложные статистические методы (например, корреляционный анализ) могут сделать прогноз более надежным. Вместе с тем преимущественная ориентация на данные методы может привести к серьезным просчетам, поскольку результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных;
- привлечение торгового персонала. взаимодействие товаропроизводителей с торговой инфраструктурой повышает качество прогноза потребности в продукции.
Все эти методы взаимодополняют друг друга. Наиболее точный прогноз будет получен в том случае, если один из них рассматривается как инструмент дополнительного контроля результатов, полученных другими методами.
Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники погашения дефицита.
Составление бюджета движения денежных средств - это только часть процесса бюджетирования. На основании одного лишь бюджета нельзя судить о достаточности имеющегося капитала для формирования текущих активов, о том, на какую сумму и из каких источников финансирования нужно его увеличить и в какие ценности он будет помещен (на какую сумму следует сократить оборотный капитал и как разместить высвободившиеся средства).
Обязательным направлением бюджетирования является составление бюджетного отчета о прибылях и убытках, в основе которого также лежат данные об ожидаемом объеме реализации. В отчете уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год. Однако отчет о прибылях и убытках существенно отличается от бюджета движения денежных средств. Величина поступлений от покупателей отличается от выручки от реализации на величину дебиторской задолженности. Расходная часть бюджетного отчета о прибылях и убытках также будет отличаться от суммы платежей предприятия. Это связано прежде всего с наличием кредиторской задолженности, т.е. отсрочкой платежей, а также наличием запасов материальных ресурсов. В прогнозном отчете о прибылях и убытках себестоимость израсходованных материалов будет отличаться от суммы поступления материальных ценностей на величину изменения остатков производственных запасов (на расхождении в сумме поступления материальных ценностей и платежей сказалась отсрочка расчетов).
Другой причиной расхождения величины оттока денежных средств и сумм, включаемых в себестоимость продукции, является наличие отложенных платежей и неоплаченных расходов.
![]() | ... | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | ... |