- ЦО по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;
- ЦО по прибыли включает управление финансами и экономикой;
- ЦО по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.
Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.
В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.
Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.
Особое внимание следует уделить следующим моментам:
- выполнению статей бюджетного отчета о движении денежных средств для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
- определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
- наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года для обоснования из исходного уровня новых зданий.
Отправной момент прогнозирования - признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому.
Результатом процесса бюджетирования является разработка трех основных финансовых документов:
- бюджетного отчета о прибылях и убытках;
- бюджета движения денежных средств;
- бюджетного баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Составлению общего бюджета предшествует систематическое накапливание информации о положении предприятия и его деятельности за прошедший период, включая такие основные данные, как:
- выручка от реализации в целом и по основным видам производимой продукции и оказываемых услуг (по основным видам товаров);
- производственные запасы и запасы готовой продукции – средний срок хранения и доля в активах предприятия;
- осуществленные инвестиции;
- соотношение доходов и расходов;
- продажные цены;
- покупатели и условия расчетов с ними;
- поставщики и условия расчетов с ними;
- денежные операции;
- бартерные операции;
- вексельные операции;
- соотношение и структура текущих и долгосрочных активов;
- состояние собственного капитала и его возможный рост;
- структура заемных средств и др.
Кроме того, перед составлением общего бюджета следует определить основные факторы, ограничивающие масштабы деятельности предприятия. Одним из таких факторов для многих предприятий является рыночный спрос на выпускаемую продукцию (реализуемые товары). В тех случаях, когда высокий рыночный спрос превышает имеющиеся возможности производства (дефицит материальных ресурсов или оборудования, отсутствие персонала требуемой квалификации и др.), отправной точкой для составления бюджета становятся производственные мощности.
![]() | ... | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | ... |