Компьютерные Информационные Системы КИС Компьютерные
Информационные   
Системы
Волжский:  (8443)  27-53-12, 27-54-25, 27-57-18  ICQ: 622586532 Время работы:
900-1800
Волгоград:  (8442)  98-99-05, 98-57-18  ICQ: 616396128
Мобильные телефоны:  917-338-57-18, 917-338-99-05  Skype: jsccis

Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики|Страница № 155

Как показывает практика, чем более развит рынок, тем более развито на нем кредитное страхование. Это в первую очередь объясняется тем, что услуга предоставления компанией-продавцом кредита покупателю является одним из способов выживания продавца в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда при выборе поставщика товаров или услуг покупатель уделяет огромное внимание условиям оплаты по сделке. Естественно, предоставляя товар в кредит, продавец подвергает себя риску невыполнения обязательств со стороны покупателя. В этой ситуации убытки, которые терпит кредитор из-за неоплаты счетов, оплачивает страховая компания.

Руководителю предприятия важно понимать, что у кредитного страхования есть свои альтернативы. В первую очередь это безотзывный аккредитив, факторинг и аванс. Так, выпущенный банком или компанией безотзывный аккредитив представляет собой письмо, адресованное другой компании, в котором содержится указание выплатить клиенту, названному в письме, определенную сумму денег на определенных условиях. При этом безотзывный аккредитив не может быть закрыт лицом, открывшим его, без согласия получателя кредита. Подобные схемы очень часто используются в торговле при проведении экспортно-импортных расчетов. Например, компания-экспортер может открыть аккредитив в местном банке иностранного импортера на сумму, равную стоимости товара. При этом оплата производится после отгрузки товара, после представления погрузочных документов. Однако руководителю компании следует помнить, что использование аккредитива приводит к существенному увеличению издержек покупателя, особенно это касается компаний малого и среднего бизнеса. В этом случае полностью замораживаются активы компании-покупателя. Факторинг, или скупка долговых обязательств перед компанией-производителем с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа – также довольно дорогая услуга, так как неизбежно ведет к дисконтированию долга. Но, говоря об альтернативных кредитному страхованию схемах, необходимо помнить, что эти схемы, в основном, характерны для нестабильных, менее развитых рынков. Так, на российском рынке до недавнего времени процветал авансовый тип оплаты.

В России кредитное страхование находится лишь на начальном пути развития, хотя многие отечественные компании уже давно практикуют схемы этого вида страхования. Но, как правило, это относится лишь к компаниям, осуществляющим различные торговые сделки, например, операции, связанные с экспортно-импортными поставками. Необходимо отметить, что страхователями в этих случаях являлись в основном не сами российские компании, а их зарубежные партнеры. Поэтому неудивительно, что осуществляемое в настоящее время в России кредитное страхование разительно отличается от классического кредитного страхования, практикуемого страховщиками на Западе.

В российской практике существует ряд законов, защищающих участников сделок купли-продажи от риска невозврата кредитов. Например, Закон «О страховании предпринимательского (финансового) риска кредитора или должника» гарантирует защиту как интересам кредитора, так и интересам должника. Вообще, понятие предпринимательского риска – довольно широкое: к этой категории относятся все те риски, которые могут возникать у предпринимателей после заключения сделок купли-продажи. При этом наиболее часто компании сталкиваются с рисками невыполнения обязательств должника по заключенному договору. Причем такая ситуация может возникнуть как намеренно, так и по не зависящим от участников сделки обстоятельствам. В частности, это касается банкротства покупателя: ведь ни одна из компаний, тем более российских, никак не защищена от рисков собственного банкротства или остановки производства. Кроме того, всегда существует риск полной или частичной утраты имущества, что, в свою очередь, также может послужить причиной невыполнения обязательств покупателя-должника. Классическим примером в этой области можно назвать пожар, уничтоживший в начале 90-х гг. значительную часть производственных площадей крупного российского производителя грузовиков – компании «КамАЗ». Учитывая то, что сгоревшее имущество не было застраховано, «КамАЗ» оказался в весьма сложной ситуации. С одной стороны, на его плечи лег ущерб от пожара, с другой – требования его основного кредитора – Европейского банка реконструкции и развития – по возврату кредита. Переговоры о реструктуризации долга «КамАЗа» велись на высшем государственном уровне вплоть до самого недавнего времени. Интересно также и то, что сразу после знаменательного пожара производственные мощности автозавода все же были застрахованы.


...148149150151152153154155156157158159160161162... 
154  |Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики|Первое, с чем сталкивается руководитель предприятия в процессе управления деятельностью своей фирмы – определение 156  |Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики|Страница № 156
© КИС - Компьютерные Информационные Системы Яндекс.Метрика Яндекс цитирования