Контроль состояния дебиторской задолженности. Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды,
Инвесторы, т.е. акционеры и банковские менеджеры, принимающие решение о предоставлении кредита компании, обычно обращают пристальное внимание на политику управления дебиторской задолженностью, поскольку предоставляемая финансовая отчетность нередко вводит их в заблуждение, что в последствии приводит к потере вложенных средств.
При реализации товара в кредит происходит следующее:
1) запасы уменьшаются на величину затрат на реализованную продукцию;
2) дебиторская задолженность увеличивается на сумму подлежащей получению выручки от реализации;
3) разница между выручкой и затратами отражается на счете «нераспределенная прибыль».
Если оплата товара производится немедленно, прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится в балансе, фактически же ее не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Фирмы, стремящиеся к кратковременной выгоде, могут пойти на увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, для того чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить рыночную цену акций, но только до тех пор, пока в результате таких действий не произойдет снижение реальной прибыли; затем курс акций упадет.
Кредитная политика. Успехи или неудачи в бизнесе во многом зависят от спроса на продукцию, поскольку высокий объем реализации ведет к увеличению прибыли, а, следовательно, и к росту курса акций. Объем реализации в свою очередь зависит от многих факторов, часть которых являются экзогенными, остальные же находятся под контролем фирмы. Основные контролируемые факторы, изменение которых влияет на величину спроса: цена товара, его качество, реклама и кредитная политика фирмы. Кредитная политика в свою очередь определяется четырьмя показателями.
1. Срок предоставления кредита – период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар.
2. Стандарты кредитоспособности – минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов.
3. Политика сбора платежей, определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления кредита вновь.
4. Скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки; данные льготы включают в себя сумму скидки и период, в течение которого ими можно воспользоваться.
Для того чтобы наиболее точно оценить затраты в зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности необходимо рассмотреть ее структуру и выделить средства, реально принадлежащие предприятию и средства, которые предприятие должно заплатить государству по факту оплаты покупателями счетов за реализованную продукцию.
Структуру дебиторской задолженности в целях настоящего расчета можно представить следующим образом:
![]() | ... | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | ... |