- формирования совокупных доходов и расходов предприятия – в связи с этим необходимо предусмотреть удобную для анализа иерархию статей, способную предоставить исчерпывающие ответы по поводу различных расчетных величин (например, разделить статью «Вспомогательные материалы» на подстатьи «Металл», «Инструмент», «Стройматериалы» и т.д., чтобы при анализе расчетных данных можно было легко найти причину полученного результата);
- формирования бюджета денежных средств предприятия – для корректного формирования обозначенной формы необходимо предусмотреть в структуре бюджета статьи, имеющие исключительное отношение к движению денег, такие как: «Кредитные ресурсы», «Погашение дебиторской задолженности прошлых лет», «Возмещение НДС», «Погашение кредиторской задолженности прошлых лет» и т.д.
В структуре бюджета также должны быть предусмотрены такие статьи как полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы. Это необходимо для формирования прогноза нормируемых затрат и расчета себестоимости продукции. В итоговых формах эти статьи должны иметь нулевые значения, так как распределяться по составляющим: сырье и материалы, энергетика, зарплата и т.д.
Регламент бюджетного процесса необходим для организации работ по бюджетному планированию. В регламенте жестко распределяется ответственность центров планирования за конкретные элементы, определяются сроки выполнения заданий. В процессе составления плана необходимо отслеживать эффективность выполнения поставленных задач посредством сопоставления фактических действий сотрудников предприятия с регламентом бюджетного процесса.
Решив организационную задачу бюджетирования, руководство предприятия должно приступить к формированию методологии бюджетного планирования, позволяющей с наибольшей точностью и в кратчайшие сроки получать несколько вариантов будущей деятельности предприятия в целях выбора наиболее оптимального.
Практика показывает, что для детального расчета бюджета предприятия необходимо предусмотреть следующие бизнес-прогнозы:
1. Прогноз взаимоотношений с покупателями – бизнес-прогноз предназначен для определения взаимоотношений с контрагентами, связанных с реализацией продукции. В бизнес-прогнозе необходимо указать следующие данные:
- клиент – участник предполагаемой торговой операции;
- товар – предмет предполагаемой торговой операции;
- цена – цена для клиента;
- ставка НДС – необходима для начисления налога на предполагаемую торговую операцию;
- авансы – если с клиентом используется авансовый метод расчета, необходимо указать сумму авансов на начало и конец планового периода. При расчете бюджета поступления денежных средств уменьшаются на сумму авансов полученных в начале периода и увеличиваются на сумму авансов, предполагаемых к получению в конце периода;
- спрос – объем спроса товара в указанных единицах измерения;
- вероятность – необходима при наличии ограничения производственных мощностей: в этом случае при расчете производственной программы в первую очередь должен производиться продукт, вероятность контракта которого наиболее высокая;
- отсрочка платежа (в днях) – определяет график движения средств. Отсрочка бывает положительной, в случае задержки платежа, и отрицательной, в случае предоплаты;
- тип оплаты – предполагаемый тип оплаты клиента. Существует три возможных типа оплаты: деньги, взаимозачет и векселя. Возможны комбинации оплаты деньги-взаимозачет и деньги-векселя в процентах от общей суммы оплаты.
2. Прогноз взаимоотношений с поставщиками – бизнес-прогноз предназначен для определения взаимоотношений с контрагентами, связанных с покупкой сырья, материалов и т.д. В бизнес-прогнозе необходимо указать следующие данные: клиент, товар, цена, ставка НДС, отсрочка платежа, тип оплаты аналогично бизнес-прогнозу «Взаимоотношения с покупателями», а также:
![]() | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ... |